Русские печи в современном интерьере: какими бывают и в какой дом подойдут?
Русская печь в истории и культуре
Печь, особенно, русская — это символ нашей культуры. У горожан она ассоциируется с русскими сказками, которые мы знаем с детства и из которых черпаем свою идентичность. Вспомним Емелю из сказки «По щучьему велению», отправившегося на печи в царский дворец, и Илью Муромца из былины, пролежавшего 33 года на печи, прежде чем стать богатырем, и многих других.
Подобные печи были у всех народов мира, но конструктивно к русской печи наиболее близка так называемая «помпейка» или средиземноморская печь для пиццы. Разница между ними лишь в том, что в теплом климате Средиземноморья такая печь строилась на скорую руку: она служила недолго, а если свод разрушался, ее тут же заменяли на новую.
У русской печи ценность была совсем другая: на печи готовили, ей отапливали помещение, она была и баней, и теплой лежанкой. Поэтому разрушение свода становилось катастрофой для русского домохозяйства. Отношение и подход к строительству печи на Руси был более внимательным: ее конструкция очень серьезно прорабатывалась, а знающий печник был фигурой крайне уважаемой. Можно смело сказать, что русская печь была центром дома и никогда не остывала.
Как выглядят печи в современных интерьерах?
Сегодня русская печь — это скорее символ и предмет роскоши, чем необходимости. Но и сейчас еда, приготовленная на огне да под дымком, необычайно вкусная, поэтому одно из самых частых применений печи — установка ее в ресторанах русской или средиземноморской кухни.
В частных домах такие печи тоже устанавливают, но чаще всего в крупных усадьбах. Это неудивительно, даже в кирпиче такая печь очень дорогая, а уж в изразцовой облицовке ее цена сопоставима со стоимостью не самого бюджетного автомобиля.
Популярный вариант для загородных домов — кухонный комплекс, состоящий из мангала, тандыра, русской печи, плиты и духовки, а иногда встраивают и грильницу с поворотным механизмом. В целом, в нашей многонациональной стране строят такие сооружения, где можно готовить по рецептам всех народов России — не только русскую кухню, но и восточную, кавказскую и другие.
Второй вариант печей — это отопительные устройства, или так называемые «голландки». Их чаще всего устанавливают с эстетическими целями, чтобы придать интерьеру флёр дворянской усадьбы. А если речь идет о квартире в городе, то там с той же целью используют муляжи печей. Часто облицовывают вентиляционные короба или несущие столбы, имитируя печь-голландку. Дизайн таких сооружений может быть разнообразным. Это и мавританское барбекю с мотивами неомавританского стиля, и восточный дизайн с характерными шестигранниками и орнаментами арабесками, и стопроцентно русские дизайны с жар-птицами и Иванами-Царевичами.
Мы живем в XXI веке, и, очевидно, все это устанавливается не для отопления, а ради яркого огня, сибаритских желаний и эстетики. Чаще всего выбирают все же камин, причем с металлической топкой и большой стеклянной дверцей, но и на печи устойчивый спрос есть.
Совместить несовместимое: русская печь и хай-тек
Многим кажется, что русская печь — это что-то из прошлого и не сочетается с современными стилями в интерьере, но это не так. Даже в хай-тек можно очень выигрышно вписать печь. Тут нужно понимать, что разницы между камином и печью с точки зрения декорирования нет — в обоих случаях ключевой является стилистика помещения, а изразцовая отделка может быть любой.
Что определяет стиль хай-тек? Фактуры поверхностей и работа со светом. А это именно то, что является ключевым в керамике. Поэтому, конечно, можно вписать камин или печь в этот стиль — металлизированные поверхности в сочетании с матовыми фактурами на лаконичных формах дадут идеальный объект, отлично вписывающийся в интерьер хай-тека. Если мы посмотрим на архитектуру главных представителей хай-тека Николаса Гримшоу или Нормана Фостера, то увидим там фракталы, элементы конструктивизма и много металла. Все это превосходно исполняется в керамике, не только одушевляя интерьер, но и делая его драгоценным.
Русский стиль как обретение самих себя
Сейчас в интерьере и экстерьере становятся популярны и русские стили — неорусский и псевдорусский с их традиционными орнаментами и витыми элементами. Над вопросом о том, почему русский стиль становится все популярнее, можно очень много и интересно рассуждать. На мой взгляд, дело в обретении самих себя. Мы, как народ, довольно долго после распада Союза испытывали комплекс неполноценности. Людям вообще свойственно не ценить то, что у них есть, относиться к этому, как к само собой разумеющемуся. А когда нам сорок лет рассказывали, что мы ничего не умеем, что все лучшее где-то там, на Западе, мы этому поверили.
Неожиданно мы обнаружили невероятный пласт собственного культурного богатства — и нашли себя, и захотели у себя в домах элементы родного русского искусства, такого радостного и такого многослойного.
Особенности изготовления русских печей
Печи изготавливаются довольно долго, это нужно учитывать. Если мы говорим об изразцовой облицовке, сроки варьируются от трех месяцев до года. Все зависит от размера, объема и вида декора, от числа новых форм, от количества и типа глазурей. Заказчиков больше всего, конечно, интересует итоговый результат. Объект делается долго, стоит дорого, а в распоряжении заказчика лишь картинки с визуализациями и, в лучшем случае, образцы. Поэтому требуется определенная доля доверия между клиентом и художником, чтобы все остались довольны. Но, конечно, понимая это, я всегда высылаю заказчику фотографии процессов работы над его объектом.
Керамика: как ухаживать и сколько прослужит?
Прелесть керамики в том, что уход за ней не составляет большого труда. Ее можно спокойно мыть, чистить, как любую обычную керамику, например, плитку в ванной комнате или сантехнику.
Мы используем легкоплавкие глазури, которые мягче, чем фарфоровые, поэтому жестких абразивов, например, чистящих паст с твердыми частицами, стоит избегать, но в остальном все как с обычной керамикой — химические реагенты, щелочи, мытье — нет никаких запретов при эксплуатации. При этом керамику можно назвать почти вечной. Ее черепок может быть пористым, а может совершенно не пропускать влагу, как, например, у фарфора. Может быть достаточно хрупким, а может быть очень твердым и крепким, как, например, керамогранит. И все эти качества влияют на условия применения.
Нельзя ставить терракотовую и фаянсовую керамику на фасады в нашем климате, поскольку ее черепок впитывает воду, которая замерзает и расширяется, разрушая керамику и отшелушивая с ее поверхности глазурь.
Неглазурованный черепок разрушается гораздо медленнее, чем глазурованный. Это происходит из-за того, что вода успевает частично выветриться через его открытые поры. А глазурованной терракоте иногда бывает достаточно одной зимы, чтобы глазурь начала осыпаться с поверхности. Значит, для фасадов нужно применять только каменную керамику (керамогранит) или фарфор.
Терракота и фаянс, например, прекрасно живут в помещениях, хотя для полов их тоже не стоит использовать в силу мягкости применяемых глазурей.
«Подводные камни» русских печей
Главное неудобство для заказчиков — необходимость дымохода и соблюдения противопожарных норм, то есть закладка дополнительного места для любого огнеопасного сооружения.
Не получится установить настоящую печку или камин, чтобы они не занимали заметное пространство в помещении. Всегда нужно делать отступы от стен, чтобы они не перегревались и не начинали тлеть, — а это забирает еще больше площади комнаты.
Аккуратные печки в старинных гостиных — это по сути «радиатор» отопления и камелек, а основной агрегат, который отапливает дом, расположен в соседнем техническом помещении. Часто заказчики хотят получить камин в духе старинных аккуратных печей, которые действительно небольшие и изящные, но об этом забывают.
Что же касается «подводных камней» изготовления, то здесь, как и в любой другой области есть свои нюансы. В первую очередь это определенная непредсказуемость поведения глазурей в обжиге. Конечно, благодаря нашему опыту и знаниям, мы можем достоверно представить итоговый оттенок, но важно помнить, что цвет в керамике — это результат взаимодействия множества химических элементов в условиях обжига при температуре свыше 1000 градусов. Исходя из этого, нужно понимать, что при подборе цветов интерьера нужно сначала получить керамику, а уже после подбирать к ней оттенки холодных красок.
Это же касается и геометрии керамических элементов. Все выполняется руками: нет смысла выверять чертежи до миллиметра, во время подгонки керамики и выравнивания фрагментов все равно будут небольшие отхождения от чертежа. Это естественно и от этого никуда не деться. Мы создаем керамические художественные объекты ручной работы, поэтому они должны выглядеть, как произведения искусства, и иметь определенную неидеальность, которая есть у всех живых существ на этой планете.