Место для отдыха и вдохновения: какими были дачи советских актёров и писателей
Загородные резиденции
Дача в Российской империи – понятие дворянское. Из города почтенные семейства отправлялись на природу, арендуя небольшие поместья. Избранное общество коротало жаркие дни в тени садов, а вечерами собиралось в просторных гостиных.
В молодой социалистической стране первое упоминание о дачных поселках датируется 1927 годом. Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров издали постановление, в котором дачными посёлками признавались «населенные пункты, расположенные вне городской черты и имеющие основным назначением обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха, если притом сельское хозяйство является основным занятием не более чем для двадцати пяти процентов взрослого населения».
Легенда гласит, якобы, Горький рассказал Сталину, как на Западе творческая интеллигенция отдыхает в загородных резиденциях, и «отец народов» решил, что советские культурные деятели – не хуже. Так ли это было, но с 1930-х вокруг столицы стали появляться первые дачные посёлки.
Болотистое Переделкино
Для писателей участки выделялись в Переделкино. В 1935 году их получили Александр Серафимович, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Константин Федин, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Илья Ильф и Евгений Петров, Артем Веселый, Лев Каменев и другие знаменитые
литераторы той эпохи. Дома были простыми, деревянными, одно или двухэтажными, с просторными террасами, а строились по единому проекту немецкого архитектора Эрнста Майя.
Но почва, на которой возводили дома, была болотистой. Литераторам, получившим дачи бесплатно, приходилось ремонтировать их за свой счёт, отводить воду с участков. Построенные дома с большими окнами и высокими эркерами не были предназначены для жизни зимой.
Каждый утеплял свою дачу как мог, а это требовало дополнительных средств. При строительстве за казённый счёт вскрылись злоупотребления и хищения.
Уже в сентябре 1935 года Мариэтта Шагинян отправила Молотову гневное письмо, сообщая о «гнусном безобразии, творящемся именем советской власти с лучшими советскими писателями». Она перечисляла и многочисленные недоделки, и неправильно выбранное место для
строительства, и большие расходы на содержание дачного дома.
Дачи писателям выдавались бесплатно и бессрочно, но считалось, что после смерти творца, его дом с участком перейдет к другому коллеге. Об этом правиле после смерти Сталина позабыли, владения становились семейными, а дачи стали сдавать внаём. Участки были большими. Поэтому со временем стали дробиться и продаваться.
Самым известным среди первых обитателей Переделкино был Корней Чуковский. Он прожил там с 1938 года и до своей смерти в 1969 году. Автор «Тараканища» был одним из самых активных и гостеприимных жителей поселка. Устраивал для детей праздники, наряжался в костюм индейца и требовал плату за вход шишками или листьями.
Театральная Валентиновка
Село Валентиновка было модным дачным местом ещё до революции. Там обитала артистка Вера Пашенная, приезжали Антон Чехов и Константин Станиславский. В 1930-е в селе было решено организовать дачный поселок для актёров московских театров. Артистам выдавались участки, которые готовили рабочие под возведение будущего дома. Проекты тоже были типовыми, хотя каждый мог вносить изменения по своему вкусу, главное – не нарушать конструктивных особенностей. Пик строительства пришелся на послевоенные годы, а на дачах стали жить круглогодично, появился водопровод, позже канализация, а топили дровами или углём.
В разные годы в Валентиновке строили или купили дачи Александр Вертинский, Виктор Ардов, Михаил Жаров, Олег Ефремов, Олег Попов, Юрий Никулин, Юрий Соломин, Александр Калягин, Николай Караченцов.
Если Переделкино в 1988 году получило статус историко-культурного заповедника, то Валентиновка слилась с Королёвым, став элитным микрорайоном. Но большая часть домов известных советских артистов либо заброшена, либо продана.
«Утомлённые солнцем» и Николина гора
Работников Академии наук и искусства решили разместить в Николиной горе – подмосковном посёлке, который ведёт свою историю с ХV века. Здесь в разное время жили нобелевский лауреат Петр Капица, писатель Викентий Вересаев, гроссмейстер Михаил Ботвинник.
Не только прекрасные виды и чистый воздух, но и избранный круг соседей привлекали в желающих заполучить каким-либо способом заветный участок. Так, композитор Сергей Прокофьев в 1946 году купил себе участок у солистки Большого театра Валерии Барсовой за 300 тысяч рублей. Трёх сталинских премий ему не хватило, пришлось занимать. Зато дача стала
любимым местом работы композитора. Считается, что именно здесь он создал свою знаменитую седьмую симфонию.
Какими были дачи в Николиной горе, каждый из нас может судить по фильму «Утомлённые солнцем». Свой дом здесь имел поэт Сергей Михалков, а его сын – знаменитый режиссёр Никита Михалков запечатлел родовое гнездо в оскароносной картине.
«Советский писатель»
Бум дачного строительства пришёлся на послевоенные годы. В Переделкино и других дачных поселках для творческой интеллигенции места уже не хватало. В 1950-х было решено основать
недалеко от Троицка посёлок «Советский писатель», именуемый в творческих кругах «Красная Пахра».
Его тоже строили по типовым проектам. На первом этаже большая гостиная с камином или без и панорамными окнами, кухня и комната для прислуги (советская интеллигенция уже не мыслила себя без помощников по хозяйству). На втором располагались спальни и кабинет. И конечно,
гвоздём программы была терраса. Здесь пили чай, обедали, принимали гостей.
Дочь известного драматурга Владимира Масса, писательница Анна Масс в книге «Писательские дачи. Рисунки памяти» рассказала, как возводился легендарный дачный посёлок и как протекала его размеренная жизнь.
«Писатели стали строить каждый сам, кто во что горазд, без начальников, но поскольку опыта ни у кого не было, стройматериалы доставать было очень трудно, рабочих не хватало — строительство шло медленно и через пень-колоду. Часто со скандалами. Кому-то повезло достать "левый"
кирпич, у кого-то сперли "левые" доски. Какой-то счастливец, еще не осилив фундамент, уже приобрел по большому блату чешский голубой унитаз, и все ходили на него любоваться и завидовать».
Строили каждый как мог. Дома по типовым проектам вмиг приобретали уникальность благодаря обширным связям их хозяев. В последствие дачи расширялись. К ним пристраивали дополнительные комнаты, делали разные входы, чтобы разделить две семьи.
Дачные посёлки советской элиты очень быстро обрастали разного рода обслугой. Из ближайших деревень дачникам доставляли парное молоко, мясо и фрукты. Местные шли в сторожа и садовники. Редко кто любил возиться на грядках, да и участки были больше похожи на лесной массив. Под вековыми деревьями беззаботно росли дети и внуки творцов.
«Жописы» и «дописы»
Отдельной категорий обитателей дачных посёлков были семьи знаменитой персоны, которой и выдали дачу. Члены семей стремились по максимуму использовать привилегированное положение: купить дефицитный товар, поспасть на закрытый кинопоказ, пройти в ресторан,
зарезервированный на спецобслуживание, воспользоваться служебным авто... Известная фамилия открывала двери и перспективы, а в дачных посёлках формировалась особая каста. Им сразу же придумали прозвища: «жописы» – жёны писателей, «дописы» – дочери писателей, а
«мудописы» – мужья дочерей писателей. Среди дачников их стало несметное количество.
«Писательские детки тоже вели бурную жизнь — ходили на пляж, играли в теннис, жарили шашлыки, бухали. Однажды кто-то прознал, что в деревне Шишкин Лес, км в 15 от нас, работает пункт приема стеклотары. Загрузили в мою машину все скопившиеся бутылки, отвезли и сдали.
Это была большая удача, коммерческая и общечеловеческая», — вспоминала дочь легендарного режиссёра, жительница поселка «Советский писатель» Ольга Рязанова.
Многие дома не раз сменили своих хозяев. Ещё в советское время дачные посёлки творческой элиты стали терять свой шик. Чем больше появлялось пришлых и случайных собственников, тем закрытие становилась жизнь. Если раньше многие жили открыто и ходили в гости без приглашения, то уже в конце 70-х участки стали обносить высоким забором, а калитки держать на запоре.
Те самые «жописы» и «дописы» становились наследниками дачного имущества. Каждый распоряжался им по своему: одни сохраняли, другие сдавали в аренду, третьи распродавали по частям, а четвертые – продавали всё. А продавать было что – участки, например, в том же
«Советском писателе», составляли по 40 соток.
Дача Орловой – советский шик в голливудском стиле
Печальная участь постигла некогда одну из самых шикарных дач советской богемы. В посёлке творческой интеллигенции во Внуково свой участок получала и знаменитая семейная пара режиссёра Григория Александрова и артистки Любови Орловой. Об их загородной резиденции, а скромной советской дачей её не назовёшь, ходили легенды. Соседями звёзд экрана были: справа – Леонид Утесов, а слева — Лебедев-Кумач.
Участок под строительство автору знаменитых музыкальных фильмов «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк» Григорию Александрову подарил сам Сталин в 1938 году. Звёздная пара часто бывала в Голливуде и собственную загородную резиденцию намеренна была оформить по
западным стандартам. От типового проекта отказались сразу, решив копировать виллу своего друга – Чарли Чаплина.
Возвели двухэтажный дом: первый этаж – кирпичный, а второй – деревянный. Артистка по примеру голливудских коллег пожелала, чтобы в доме была огромная гостиная с впечатляющих размеров дровяным камином. Ещё одной достопримечательностью дома стала ванна, утопленная в пол.
На первом, кроме гостиной, располагались кабинет и спальня Александрова, так как супруги предпочитали спать отдельно, а второй стал царством Орловой, откуда был выход на огромный балкон. Особой гордостью актрисы была её спальная, она собственноручно обила стены ситцем.
Белые стены огромной гостиной украшали картины Пикассо, который художник сам подарил звёздной чете. Здесь же стоял рояль красного цвета и любимый старинный диван Александрова. Гости вспоминают, что остальная мебель была довольно обыденной.
Такой грандиозный, по тем меркам, проект потребовал и значительных вложений. Сталинских премий не хватило, чтобы построить виллу мечты. Тогда Орлова решила увеличить свои гонорары в три раза. Гастролируя с творческими вечерами по стране, Любовь Петровна брала за выступление 750 рублей – огромные деньги в те дни, но решила поднять гонорар до 3300. В первый раз стерпели, но потом пожаловались на непомерные аппетиты артистки. Орловой пришлось оправдываться и за гонорары и за размах строящейся дачи. Она объясняла, что её загородный дом станет местом приёма знаменитостей со всего мира. Мол, пусть смотрят, что
советские артисты живут не хуже голливудских звёзд.
И действительно дача всенародных любимцев стала местом притяжения для отечественных и для зарубежных знаменитостей. Соседи по дачному посёлку вспоминают, что Орлова и Александров часто принимали гостей. Ходят легенды, будто на «виллу» была протянута спецлиния для прямой
связи со Сталином. Но местные в это не верят.
Наследником знаменитой на весь союз дачи стал Григорий – внук Александрова (с Орловой у режиссёра не было детей). Дача долгое время пустовала, иногда сдавалась внаём. В конце 1990-х она стала местом съёмок первого клипа Алсу на песню «Зимний сон». Снимали в подлинных интерьерах усадьбы, которая к тому времени сильно обветшала. Даже на видео было заметно, что перила лестницы качаются от прикосновения.
В 2000-х наследник знаменитого режиссёра продал фамильную усадьбу вместе с семейным архивом адвокату Александру Добровинскому за 30 тысяч долларов. Позже новый хозяин перестроил дом, сославшись на то, что историческая постройка пришла в негодность. На территории дачи он обещал открыть частный музей.