9 оберегов, которые когда-то были в каждом доме
Славянская культура не ушла в небытие, и многие продолжают использовать наследие предков, чтобы защититься от невзгод и привлечь в жизнь счастье. Обереги можно было найти в любом доме славянского этноса, и их можно взять на вооружение, чтобы обрести настоящую защиту от любых неприятностей.
Даже после крещения славяне не отказались от почитания своих богов и от веры в то, что ритуалы помогают справляться с жизненными трудностями. Они использовали амулеты и обереги, которые помогали привлекать удачу и защищали от невзгод.
9 оберегов, которые были в каждом доме
Универсального оберега не было. Каждый оберег имел свою отдельную, важную функцию. Большое значение имел не только сам оберег, но и место, в котором его размещали в доме.
Вышитые полотенца
Они защищали дом и всю семью от «дурного глаза». Полотенца вешали над святыми образами, которые когда — то были в каждом доме, над фотографиями родных-для того, чтобы они оберегали этих людей от злой судьбы.
Особой силой наделяются вещи, которые переходят от поколения к поколению. Довольно часто семейным оберегом было свадебное полотенце.
Этот сильный и наделенный любовью оберег был и замечательным элементом декора. Невероятные узоры, разнообразие цветов и изящество работы удивляли гостей дома.
Посуда
Такой привычный элемент быта также имел силу оберега. Наши предки пользовались глиняной посудой, которую, как правило, изготавливали собственноручно.
Несмотря на то, что посуда была простой, в нее вкладывали самые теплые мысли. Если же посуду покупали, то обязательно слушали, что она «говорит». Например горшки, являющиеся символом жизни, различали по тембру: «горшок» — мужчина и «горшок» — женщина.
Каждый из нас знает поверье, что дома не стоит хранить битую посуду. Такое утверждение возникло потому, что посуду считали живой. Она, как и человек: рождалась, жила и умирала. Треснутый, разбитый кувшин или тарелку принято было закапывать в землю.
Подкова
Подкова у многих народов имеет одно значение — символ удачи, счастья, достатка и оберег от злых сил.
Существовало поверье, что злой дух ходит кругами, но дойдя до того места, где подкова разорвана, он вынужден поворачивать назад. Из-за этого и подкову вешали над всеми местами в доме, через которые может проникнуть злой дух: дверями, окнами, печью и тому подобное.
Крепить подкову над дверью должен хозяин дома вместе с хозяйкой. Нужно позитивно настроиться, думать о хорошем, об успехах в делах и о тайных желаниях.
Образа
В каждом доме, на почетном месте (в покутье), размещали образ (изображение лика святого, икона). Утром и вечером к образам молились, обращались через них к Богу.
Образа украшали вышитыми рушниками, которые хозяйки вышивали собственноручно. Образа берегли дом от всего лихого, несли мир и покой.
Колокольчики
Хорошим оберегом для жилища являются колокольчики. Они означают защитный купол небес. Звон может не только отгонять от дома зло, но и уничтожать беду уже зашедшую в дом.
Ритмичные и одновременно мелодичные удары колокола символизируют уходящее время, бой колоколов связывают со свадьбой, победой или молитвой.
Покутье (красный угол, божница)
По древнему обычаю, в традиционном крестьянском доме самым священным местом считалось покутье (укромное место, скрытное место, угол, вспомним слово «кутать» — укрывать) или «божница», т.к. всегда там находились образа почитаемых богов и предков
В первобытные времена это было место предков. Позже на покутье ставили Дидух (сноп жита), символизируя дух опекуна хозяйства и покровителя рода и кутью – ритуальное блюдо для умерших душ.
Отсюда, очевидно, и название – покуть, то есть место для кутьи; а возможно, от «по углу» (диагональное от печи, которая также выполняла важную функциональную и обрядовую роль).
Итак, покутье был своего рода домашним алтарем. Возле него вывешивали писанку, которая должна была оберегать семью от грозовых молний, пожаров, злых духов.
Позже, с введением христианства, здесь нашлось место для божницы с иконами, а сам покуть завешивали специальным полотенцем, которое в народе называли божником.
Люлька
Колыбель (качель, люля) была еще и семейным символом, выколыхивала будущее родословной, сохраняла традиции, материнскую ценность и отцовскую гордость.
Традиционно колыбель изготавливали только из «чистых», то есть благородных пород деревьев (клена, калины, ясеня, орешника, ореха и др.).
Поручали это благородное дело мастерам высококвалифицированным, с соответствующим семейным статусом (не разведенным, тем, у кого большая и дружная семья).
Подвешивали колыбель к сволоку или к потолку на специально изготовленном крючке. Она должна была находиться у кровати. Если ребенок просыпается, мать тут же приколыхивала младенца, а при надобности и пеленала.
При рождении младенца в колыбель клали освященный чеснок и хлеб и некоторые другие вещи, выполнявшие обереговые функции.
Если супруги уже не способны были рожать детей, колыбель выносили на чердак, где она хранилась до тех пор, пока хозяева жили в доме. Святотатством считалось уничтожать, а особенно сжигать ее – «тогда в роду не будет детей».
Рассказ о колыбели был бы неполным без такого уникального пласта духовной культуры, как колыбельные песни.
Уже доказано, что именно колыбельные песни несут в себе высокий заряд медитативной и медицинской пользы: с помощью песен дети быстро усваивают с молоком матери родной язык, песни развивают поэтическое мышление, музыкальные способности и, по мнению специалистов, способствуют быстрому росту, положительно влияют на нервную систему, оберегают младенцев от злых сил.
Печь
Печь – сооружение из кирпича или камня, предназначенное для отопления помещения, выпекания хлеба и других изделий, варки блюд, напитков и др.; символ непрерывности жизни; персонаж фольклора.
Наши далекие предки считали печь защитником огня, ведь в ней он «жил». А огонь – символ силы, жизни, чистоты, света. Домашний очаг осмысливался как символ непрерывности рода, человеческой жизни вообще.
К печи относились как к священному предмету, почитали, держали в чистоте. Поэтому печь разрисовывали, украшали изразцами. При печи, как и при женщине или ребенке, как и перед образами, нельзя сквернословить («сказал бы, да печь в доме»).
Стол
Стол в доме испокон веков был своеобразным алтарем и жертвенником, за которым происходили все обряды семейного и календарного цикла.
В старославянской культуре был такой обычай: заканчивали строительство дома и первым заносили в него застеленный стол, на котором лежал хлеб.
На покуть – почетное место за столом — вскоре после рождения клали младенца: чтобы рос здоровым и в достатке.