«Уважать право ребёнка быть разным»: письмо главного редактора октябрь 2021 года
Этим летом, случайно оказавшись на летнем институте чрезвычайно симпатичного мне проекта «Учитель для России» (читайте о нем на с. 98), я познакомилась с певицей Лизой Монеточкой. Я знала, что она будет выступать там перед школьниками, просто отвечать на их вопросы – проект решил сделать такой приятный подарок ребятам на каникулах. Но не представляла, что заслушаюсь тем, как и что она говорила.
Наряду с вопросами, есть ли у нее хомяк, играет ли она в Among us и сколько зарабатывают певицы, ребята спрашивали много такого, что тронуло меня до глубины души. Случалось ли ей плакать, когда она была ребенком, и по какому поводу; была ли у нее депрессия, как к ней относились одноклассники и как учителя.
Удивительным было то, как Лиза на это отвечала: она просто и искренне рассказывала о себе разные случаи, а потом – без всякого нравоучения или какой-то явной педагогики – заканчивала рассказ чем-то вроде: а если вам будет плохо, вы можете обратиться к учителю, который вас поддерживает; а если у вас не сложится с одноклассниками – попробуйте найти компанию, может быть, в каком-то творчестве, которое вам нравится, и вам вместе будет весело и понятно друг с другом.
На вопрос о том, случалось ли ей расставаться с мальчиками, Лиза поделилась историей, которую закончила так: «Ребята, но все-таки, даже если вы сейчас испытываете то же самое, просто знайте... Во-первых, можно и поплакать иногда, это не стыдно и даже приносит облегчение. А во-вторых, я поняла, что взрослые люди могут любить так же сильно, как и подростки, – представляете? Да, вы еще сможете испытывать сильные чувства, у вас всё обязательно будет».
На мой взгляд, этого сегодня очень не хватает современной школе. Отношения к ребенку как к личности. Уважения к его чувствам и мыслям. Уважения к его праву быть разным, не всегда успешным. Ведь какое это давление – когда от тебя столько взрослых все время столько всего ждут! Мне захотелось пригласить Лизу на обложку нашего специального номера (читайте интервью с ней на с. 16) и сделать спецсекцию с самыми яркими спикерами на тему образования (с. 65).
Всем им мы по большому счету задавали один и тот же вопрос: какая школа нам нужна сегодня? И все они отвечали очень по-разному. Говорили и про проблемы, и про разные классные кейсы. Почитайте, это интересно – и не только про школу, это во многом про наше общество, про то, как может быть устроена жизнь детей, чтобы из них получались счастливые взрослые.
Особенно я рада, что в последний момент нам пришла в голову мысль... – та-дам! – совершенно очевидная: спросить об этом у самих ребят. Их мы тоже на равных поставили на нашу обложку. Спасибо вам, дорогие Соня, Гриша и Асиб, – за то, что вы такие классные. С таким поколением у нас точно есть надежда.
Наталья Родикова, главный редактор, n.rodikova@imedia.ru
Фото: Александр Карнюхин. Стиль: Владимир Макаров. Макияж: Дмитрий Гринько, визажист MAKE UP FOR EVER. Мастер по волосам: Дианна Петряева, стилист Redken. Ассистент фотографа: Никита Павлов. Продюсер: Алена Жинжикова. Благодарим Британскую высшую школу дизайна за помощь в проведении съемки. На Наталье: футболка и жакет, Max Mara; брюки, Luisa Cerano.На Лизе: свитер, Tak.Ori; юбка, ICEBERG; носочки, Incanto