«Пусть падёт стена отчуждения»: главный редактор о доступной среде в России

Сегодня в продажу выходит новый выпуск журнала «Новый очаг». Это номер-манифест, главной темой которого стала проблема доступной среды для людей с инвалидностью. Наталья Родикова – о том, почему на нашей обложке ступени и что они значат для всех нас.
«Пусть падёт стена отчуждения»: главный редактор о доступной среде в России
Маша Руденко, художник / Legion-Media/AP

«Новый очаг» привлекает внимание к одной из самых острых проблем современного общества в рамках спецпроекта «Нам нужна доступная среда», #намнужнадоступнаясреда . На обложке специального выпуска – коллаж, созданный художницей Машей Руденко – на основе реальной фотографии с реальными людьми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Письмо главного редактора, сентябрь 2021

В марте 1990 года мир облетели впечатляющие фотографии. По ступеням американского Капитолия ползли люди. Среди них – восьмилетняя девочка, Дженнифер Килан. За несколько минут до того она слезла со своей инвалидной коляски, чтобы пойти наверх – к Конгрессу, и добиться, наконец, принятия закона, который уравнивал бы в правах людей с инвалидностью со всеми остальными гражданами. Под ее фотографией было написано: «Если понадобится, я буду ползти всю ночь».

Дженнифер Килан
Legion-Media/AP
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принятие закона затягивалось по банальной причине. Чтобы признать права действительно равными, необходимо было обеспечить их реализацию. В первую очередь – сделать доступной среду. Ведь ползти в Конгресс люди начали потому, что подняться на коляске было невозможно. Всего в тот день к Капитолию съехалось более 1000 участников акции, и их настойчивость и упорство, их готовность хотя бы ползти в направлении своих прав и человеческого достоинства сделали свое дело.

Закон был принят и породил каскад изменений в американском обществе. В России подобный закон приняли немногим позже, но до сих пор в нашей стране миллионы людей не могут выйти из подъезда, не могут перейти дорогу, зайти в кафе, спуститься в метро, получить нормальное образование – просто потому, что дверные проемы узкие, двери тяжелые, а пандусы не приспособлены для того, чтобы по ним спустился живой человек. В России сегодняшнего дня около 170 тысяч детей* не могут ходить в обычную школу, просто потому что там нет доступной среды. Потому что в школе рядом с их домом положен плохой пандус и дверной проем в туалет не пропустит коляску. Можете себе представить этот невероятный абсурд?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этой обложке – моя подруга Фатима и два ее сына, которых я очень люблю, – Гор и Дима. Оба они передвигаются на инвалидных колясках. Недавно Фатима упомянула о своем разговоре с Гором. В двух словах он сводился к следующему: «Гор, ты понимаешь, что за нормальную жизнь тебе придется бороться так же, как этим активистам, которыми ты восхищаешься?» Эта история разбила мне сердце. Я вспомнила маленькую Дженнифер и ее слова. Представила Гора на этой условной лестнице. И осознала, что мы не должны оставлять там наших детей одних, это просто нечестно.

Мы попросили Фатиму, Диму и Гора стать героями нашего номера о доступной среде (читайте интервью на с. 16, специальный раздел – на с. 81). Чтобы сделать коллаж для обложки, художница Маша Руденко попросила меня снять их «на каких-нибудь ступенях». И это оказалось нетрудно. Прямо напротив их дома – кинотеатр, в который может прийти любой ребенок – кроме этих классных парней. Разве это справедливо?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Справедливым и честным будет вот что. Начать хотя бы время от времени примерять свой обычный маршрут на вот этих мальчишек: здесь они смогли бы пройти? Вот в этот парк,
в этот детский сад, в это кафе? Это очень простое упражнение, которое постепенно открывает глаза на то, какие ничтожные и при этом непреодолимые барьеры разделяют нас, людей.
Президент Буш, подписавший тот самый закон, произнес: «Пусть, наконец, падет постыдная стена отчуждения». Очень надеюсь, что нам – вместе – удастся победить эту стену.

Наталья Родикова, главный редактор журнала «Новый очаг», n.rodikova@imedia.ru

*По данным Института проблем инклюзивного образования за 2018 год

Фатима Медведева с сыновьями Гором и Димой
Фатима Медведева с сыновьями Гором и Димой
Наталья Родикова / Домашний очаг
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маша Руденко, художница, автор коллажа для специального выпуска «Нового очага»

Пару лет назад, когда я еще жила в Нью-Йорке, я подружилась с актрисой, продюсером и режиссером на инвалидной коляске – Leopoldine Huyghues Despointe. У нее настолько крутой характер, что все в нее влюбляются. Мы не раз бывали вместе в барах и ресторанах, и в каких-то местах мне приходилось переносить ее на руках. Я высокая, а она очень маленькая, и мы смотрелись вместе как два инопланетянина разных пород:)) Тогда я впервые задумалась о проблеме доступной среды, а сейчас понимаю, что только вместе мы можем что-то изменить.

Маша Руденко, художница
Маша Руденко, художница
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этим летом я была у себя дома, в Италии, когда мне позвонила галеристка Полина Аскери. Она сказала, редакция «Нового очага» хочет попросить меня об обложке. Я, честно говоря, сначала подумала, что хотят снять меня (ха-ха). Я модель и на самом деле часто снимаюсь, на обложках была не раз, для меня это было естественно. Однако выяснилось, что речь идет о специальном выпуске и об обложке с семьей, которая живет в недоступном для них городе. Мне кажется, наш проект – важный шаг. У искусства есть голос и сила объединять общество.

Через искусство мне хотелось обратиться ко всем, кто будет держать журнал в руках: давайте решать эту проблему вместе.

Меня поразила история Фатимы – она настоящий герой. Я благодарна, что мне дали эту возможность – показать силу ее материнства и красоту ее детей. Как только я увидела их фотографии, перед моими глазами встал шедевр Микеланджело «Скорбящая мать» – исключительно для позы. Мне хотелось, чтобы они смотрелись благородно и не вызывали чувств жалости и боли. Было важно также показать контекст истории: почему дети сидят на ее коленях и где это находится. И еще – показать любовь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я мультидисциплинарная художница, работаю с перформансом, фотографией и видеоартом, рисую маслом, делаю коллажи... Когда я работаю, я отталкиваюсь от идеи и тогда решаю, на каком визуальном языке я это скажу. Сейчас у меня проходит выставка коллажей Between realities в Москве в Askeri gallery. Эта техника была придумана во время путешествия, я пыталась решить проблему: как можно создать работу, чтобы она быстро высохла и можно было ее перевезти из Европы обратно в Америку. Так появился коллаж большого формата
(такой же высокий, как я).

Коллажи я ощущаю как бумажные скульптуры, в них чувствуется много энергии. Это решение учит отбрасывать лишнее и фокусироваться на эмоции, форме и цвете. Сам процесс очень затягивающий: сначала я делаю постановочную сцену – фото, потом раскатываю рулон холста, наношу рисунок, выбираю палитру цветной бумаги и начинаю рвать ее руками. Я практически не использую ножницы, может, поэтому работы смотрятся живыми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Маша Руденко с оригиналом коллажа для журнала «Домашний очаг»
Художница Маша Руденко с оригиналом коллажа для журнала «Домашний очаг»

От редакции

Оригинал коллажа, безвозмездно созданный Машей Руденко специально для нашей обложки (при поддержке ASKERI GALLERY), будет продан в благотворительных целях. Об аукционе и назначении сбора мы сообщим дополнительно – следите за новостям и на нашем сайте.

Обложка журнала «Домашний очаг» – с выносом «Нам нужна доступная среда»
Обложка журнала «Домашний очаг» – с выносом «Нам нужна доступная среда»

Обложка: Маша Руденко